Фрагмент для ознакомления
2
В условиях сложной геополитической ситуации увеличивается значимость таможенного регулирования как динамичной и постоянно развивающейся системы, включающей в себя перечень средств и мер, позволяющих контролировать и, при необходимости, ограничивать товаропотоки в целях поддержания экономического баланса и обеспечения должного уровня экономической и политической защиты страны.
Таможенное регулирование - это неотъемлемая часть национальной экономики, которое напрямую воздействует на развитие основных её секторов. В связи с тем, что многие зарубежные компании ушли с рынка России, и государство прекратило торговые отношения с европейскими и западными партнерами, вопрос о полномасштабном развитии национальной экономики является острой проблемой на сегодняшний день.
Развитие национальной экономики необходимо для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни граждан и для того, чтобы обеспечить экономический рост в стране.
В последние годы РФ начала активно развивать импортозамещение, что позволяет говорить о планомерной и полномасштабной реорганизации национальной экономики. При этом для развития национальной экономики важна здоровая конкуренция, которая обеспечивается непосредственно путем применения инструментов таможенного регулирования.
В связи с этой целью нашего исследования является в изучение условий ввоза импортируемой продукции в РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть роль таможенных инструментов в развитии импортозамещения в России.
2. Выделить таможенный тариф как инструмент оптимизации структуры ввоза на таможенную территорию ЕАЭС.
3. Изучить особенности идентификации и классификации товаров группы 21 ТН ВЭД ЕАЭС
Объект исследования: ввоз импортируемой продукции в РФ.
Предмет исследования: проблемы ввоза импортируемой продукции в РФ.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования.
Таможенные инструменты являются важным рычагом государственного регулирования внешнеэкономических отношений. Защита национальных интересов, в том числе путем импортозамещения, выступает одной из основных задач таможенного регулирования. Практика показывает достаточно высокую эффективность таможенной политики в решении проблем, связанных с импортом, что может быть весьма полезным в условиях санкционного давления.
Импортозамещение означает замену импортных товаров, работ и услуг на аналоги, произведенные на территории страны. Это понятие содержится в ряде нормативно-правовых актов Российской Федерации и является одним из ключевых для экономической и национальной безопасности страны. Целью политики импортозамещения является развитие отечественного производства и снижение зависимости экономики от импорта. В рамках этой политики проводятся различные меры по поддержке отечественных производителей, стимулированию инвестиций и развитию технологического потенциала страны .
Необходимость импортозамещения в экономике страны может быть инициирована следующими причинами:
- сокращение затрат на импорт, способствующее повышению конкурентоспособности отечественных производителей;
- диверсификация экономики, уменьшение зависимости от закупок определенных видов продукции или от конкретных стран-поставщиков;
- повышение уровня занятости и создание новых рабочих мест;
- укрепление национальной независимости и безопасности страны;
- экологические причины (транспортировка и эксплуатация импортных товаров может оказывать негативное воздействие на окружающую среду);
- геополитические причины (международные конфликты, провоцирующие различные ограничения, могут создавать риски для бизнеса) [6, с. 69].
Важную роль в проведении политики импортозамещения играют таможенные инструменты - как тарифные, так и нетарифные. С их помощью вводятся препятствия для импорта товаров, способствующие защите местных производителей и повышению конкурентоспособности отечественных товаров .
Такие инструменты включают в себя тарифы на импортируемые товары, квоты на импорт, субсидии на экспорт, антидемпинговые пошлины, технические барьеры (стандарты и сертификаты, экологические и санитарно-эпидемиологические требования) [10, с. 330].
Эти инструменты импортозамещения используются государствами по своему усмотрению и могут быть применены как по отдельности, так и в комбинации друг с другом. При их использовании необходимо соблюдать баланс между поддержкой отечественного производства и обеспечением доступности качественных и разнообразных товаров для потребителей. Однако применение таможенных инструментов может негативно влиять на экономику других стран и способствовать торговым конфликтам [7, с. 69].
В условиях ЕАЭС действует единая таможенная политика, предусматривающая общий таможенный тариф на импорт товаров из третьих стран. Таким образом, таможенные пошлины на импорт товаров в Россию из стран-членов ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) должны быть одинаковыми.
Политику импортозамещения Россия начала применять с 2015 г. в качестве контрсанкций в ответ на введенные ограничения со стороны ряда стран Запада. Прежде всего это касалось импорта продуктов питания и сельхозсырья, на этих рынках стали вводиться ужесточенные правила для импортеров и льготы для отечественных производителей.
В условиях пандемии COVID-19 Россия временно запретила импорт ряда медико-гигиенических товаров (медицинские маски, респираторы, перчатки и др.); также в целях обеспечения национальной потребности и предотвращения дефицита на внутреннем рынке был ограничен экспорт медицинского оборудования, некоторых продуктов питания.
С 2021 г. повышены таможенные пошлины на ряд импортируемых товаров (одежда, обувь, электроника и проч.) в целях стимулирования развития отечественного производства и уменьшения зависимости от импорта.
В настоящее время таможенная политика России по импортозамещению преследует цели увеличения доли отечественных товаров на внутреннем рынке и снижения зависимости национальной экономики от импорта.
Статистический анализ показывает заметное снижение объема импорта товаров в Россию (около 6 % в сравнении с экспортом) за период 2013-2015 гг., что вероятнее всего связано с введением таможенных ограничений на импортируемые товары.
В 2016 г. также отмечается снижение объема импорта товаров в Россию (около 3 %), однако за 2017-2019 гг. отмечается рост объема импорта товаров в Россию, причем расхождение между импортом и экспортом также увеличилось.
В 2020 г. объем импорта снова сократился (на 3 %), однако в 2021 г. быстро восстановился и продолжил расти в 2022 г. вследствие сокращения влияния пандемии COVID-19 на экономику и торговлю России и восстановления рынков.
Кроме того, активное развитие импортозамещения в России способствует росту внутреннего производства и сокращению объемов импорта.
Таким образом, необходимо учитывать различные факторы, влияющие на динамику импорта: экономические условия, политические решения и изменения в международных отношениях.
В 2022 г. российский импорт не претерпевает значительных изменений по сравнению с предыдущими годами и сохраняет стабильную товарную структуру. Основными категориями импортируемых продуктов остаются высокотехнологичное оборудование, транспортные средства, фармацевтические товары, продовольственная продукция, одежда и обувь .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Договор о Евразийском экономическом союзе: (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) // СПС «КонсультантПлюс»
2. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// СПС «КонсультантПлюс».
3. ГОСТ 32256-2013. Мороженое шербет и десерты замороженные с добавлением молока и молочных продуктов. Общие технические условия. Электронный фонд правовых и нормативнотехнических документов. URL: https://docs.cntd.ru.
4. ГОСТ Р 55624-2013. Десерты взбитые замороженные фруктовые, овощные и фруктовоовощные. Технические условия. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru.
5. ГОСТ Р 55625-2013. Льды сладкие пищевые. Технические условия. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru.
6. ГОСТ 31457-2012. Мороженое молочное, сливочное и пломбир. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru.
7. Пояснения к товарной позиции ТН ВЭД 2105 «Мороженное и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао». URL: https://www.alta.ru/poyasnenia/P2105.
8. Технический регламент Таможенного союза ТР 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Анализ рынка шоколадных изделий, содержащих какао // Центр экономики рынков. - URL: https://research-center.ru
10. Андреева Е. И., Шпачук М. М. Классификация вкусовых добавок в таможенных целях // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 3. С. 107-114.
11. Баканов М.В. Основные направления государственной политики в области импортозамещения в России / М.В. Баканов // Научные труды Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2020. - № 9. - С. 20-28.
12. Берлова Н.В. Анализ действующей системы обеспечения безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза / Н.В. Берлова, Т.В. Чадова // Вестник евразийской науки. 2019. — №1.
13. Ввоз субстанций для лекарств в Россию рекордно вырос в 2022 году. — URL: https://pharmmedprom.ru/news/vvoz-sutsbstantsii-dlya-lekarstv-v-rossiyu-rekordno-viros-v-2022-godu/
14. Внешняя торговля // Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. - Москва, 2021-2024. - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshny- aya_torgovlya
15. Герцик Ю. Г. Перспективы развития интеграционных процессов стран ЕАЭС в области повышения эффективности и безопасности медицинских изделий / Ю. Г. Герцик // Экономические отношения. — 2020. — Т. 10. — №2. — С. 437-446.
16. Глебова Л.В. Таможенные инструменты как элемент государственного регулирования в условиях импортозамещения в Российской Федерации / Л.В. Глебова, А.А. Андреева // Молодой ученый. - 2020. - № 4. - С. 181-184.
17. Горшенин О.М. Импортозамещение в России: текущее состояние и перспективы развития / О.М. Г оршенин // Экономика и управление. - 2020. - № 5. - С. 22-24.
18. Григорьев Д.В. Роль таможенных органов в обеспечении импортозамещения в Российской Федерации / Д.В. Григорьев // Научный журнал КубГАУ. - 2019. - Т. 150, № 6. - С. 4-9.
19. Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая комиссия : офиц. сайт . - URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/ettAyscHddpo4d6b7nu25 90 22278
20. Железко И.В. Оценка эффективности таможенных инструментов в условиях импортозамещения / И.В. Железко // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2020. - № 6. - С. 53-56.
21. Захарова И. И., Толстова Е. Г. Информационная идентификация мороженого как определяющий фактор возможности его использования на предприятиях общественного питания // Концепт. 2022. № 4. С. 18-24.
22. Измайлов А.М. Некоторые аспекты развития отечественной фармацевтической отрасли / А.М. Измайлов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2023. — №1. — URL: https://ekonomika.snauka.ru/2023/01/24227
23. Калмыкова Е.А. Механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности / Е.А. Калмыкова, А.А. Никонорова // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа, контроля и налогообложения в условиях цифровизации экономики: Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов, представленных на 6-ой Международной научно-практической конференции в Государственном университете управления (ГУУ), Москва, 05-07 апреля 2022 года. — Москва : Русайнс, 2022. — С. 365-367.
24. Колесова А. В., Караулова А. Н. Анализ проблем классификации товаров группы 21 ТН ВЭД ЕАЭС в таможенных целях // Церевитиновские чтения. 2023. С. 304-307.
25. Корейское мороженое. URL: https://boned.ru/salads/samoeneobych noemorozhennoe
26. Котов В.А. Проблемы и перспективы импортозамещения в России / В.А. Котов // Экономические науки. - 2021. - № 2. - С. 67-71.
27. Криштанович Д. В., Бронникова А. Р. Проблемные аспекты классификации многокомпонентных продовольственных товаров в таможенных целях // Товаровед продовольственных товаров. 2022. № 2. С. 54-59.
28. Курс на импортонезависимость: как фармрынок адаптируется к новым условиям. — URL: https://www.rbc.ru/economics/19/10/2022/634993939a794770ddbbdea6
29. Легкий А.А. Особенности таможенно-тарифного регулирования в условиях ЕАЭС / А.А. Легкий, А.В. Фролова, Л.К. Нерсисян // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 11-1(81). — С. 119-121.
30. Обзор тенденций выращивания товарных яблок в России // Strategy Partners. - URL: https://strategy.ru/research/expert/19UyscHdds5nfzfp536213 04446
31. Основные страны - производители какао-бобов на мировом рынке // Учебная литература онлайн. - URL: https://vuzdoc.org/159770/ekonomika/
32. Павлова Е.Ю. Роль технических барьеров в импортозамещении в Российской Федерации / Е.Ю. Павлова, Е.В. Баландин // Вестник Самарской государственной экономической академии. - 2022. - № 1. - С. 67-69.
33. Портал общих информационных ресурсов и открытых данных. Реестр препятствий ЕАЭС: официальный сайт. 2023. — URL: https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/obstacles.aspx
34. Самченко О. Н. К вопросу об идентификации и классификации товаров группы 21 ТН ВЭД ЕАЭС // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2024. № 1(106). С. 65-80.
35. Сорокина О.В. Таможенная политика в сфере импортозамещения / О.В. Сорокина // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №2 3. - С. 165-170.
36. Старовойтов Е.П. Импортозамещение в России: успехи и проблемы / Е.П. Старовойтов // Вопросы экономики. - 2018. - № 2. - С. 66-69.
37. Творогова А. А., Казакова Н. В. Особенности классификации мороженого // Молочная промышленность. 2023. № 4. С. 41-42.
38. Творогова А. А., Казакова Н. В. Производство кисломолочного мороженого. Совершенствование нормативно-технической базы // Молочная промышленность. 2024. № 5. С. 62-63.
39. Шевченко О.В. Оценка эффективности таможенных мер, применяемых в России для регулирования импорта товаров / О.В. Шевченко, А.А. Кириллова // Современные технологии, экономика и образование. - 2020. - № 3. - С. 330-335.
40. Экспорт и импорт Российской Федерации по товарам // Федеральная таможенная служба : офиц. сайт. - URL: https://customs.gov.ru/folder/515